Наиболее частыми нарушениями речи у детей дошкольного возраста являются различные недостатки звукопроизношения, расстройства плавности речи и задержки общего развития речи. Причины их различны:
- соматическая ослабленность,
- замедленное психофизическое развитие,
- неблагоприятная речевая среда,
- невнимание к речевому развитию детей в младшем возрасте,
- двуязычье в семье и др.
Болезни ослабляют организм ребенка и создают почву для возникновения нарушений речи, особенно в тех случаях, когда в семье неправильное воспитание, как общее, так и речевое. Также могут задержать или нарушить формирование правильного звукопроизношения у ребенка различные дефекты периферического речевого аппарата: массивные или короткие подъязычные уздечки, изменения челюсти, патологическое расположение и форма зубов верхней и нижней челюсти; расщелины твердого, мягкого неба, губы, десны.
Для предупреждения недостатков речи необходимо:
- Следить за общим состоянием ребёнка /соблюдать общий режим: своевременное питание, сон, достаточное пребывание на свежем воздухе/, укреплять, закалять его организм/стараться не допускать инфекционных заболеваний и укреплять организм ребенка после перенесенных заболеваний/.
- Своевременно санировать полость рта; следить за состоянием носоглотки, не допускать хронического насморка, следить, чтобы после ангины дети не перенапрягали голос; не допускать течи из ушей и т.д. так как всё это может стать источником задержки речи или нарушения.
- Создать все условия для правильного речевого воспитания.
|